Возможности стратегии управления знаниями в организации | Первый финансовый советник

Возможности стратегии управления знаниями в организации

Как получить дополнительную прибыль используя данные?
11.09.2017
6 Принципов проектирования организаций будущего
17.10.2017

Управление знаниями (Knowledge management, KM)[1] — это процесс, который формализует управление и использование интеллектуальных активов предприятия. KM способствует комплексному подходу к идентификации, сбору, оценке, хранению и и обмену всеми информационными активами предприятия. Эти активы могут включать базы данных, документы, политику, процедуры и опыт работы отдельных работников.

КМ возникла как научная дисциплина в начале 1990-х годов, ряд компаний, уже к тому времени начали собственные программы управления знаниями. Среди них  в первую очередь крупные технологические компании и корпорации, среди которых: IBM, Microsoft. Широкую известность получила публикация Ikujiro Nonaka и Hirotaka Takeuchi’s Knowledge-Creating Company(1995): о том, как японские компании создают динамику инноваций и впоследствии эта практика распространилась на все отрасли.  По мере развития интернет и облачных технологий внедрение этой стратегии стало доступно для большинства компаний и в бизнес-сообществе увеличился интерес к управлению знаниями. Уже в начале 2000 годов  опрос, проведенный среди крупных американских компаний, показал, что 80% корпораций имеют инициативы в области знаний. (KPMG, 2000). Сегодня бизнес не единственный, кто внедряет инициативы КМ. Систематический обмен знаниями приобретает более значительную роль во всех видах организаций по всему миру, например World Bank, WHO, правительство и министерство здравоохранения Канады. Многие университеты предлагают специальные программы в области менеджмента управления знаниями.

Управление знаниями обычно включает в себя три процесса: создание знаний, сохранение и передачу знаний, при этом КМ разделяет знания на: явные знания — которые включают в себя управление документацией, а также всем тем, что можно записать и ввести в базу и неявные знания, которые обычно относят к индивидуальному опыту сотрудников.

Есть ключевое различие в стандартном подходе к хранению и обороту документации (ECM) и управлению знаниями. Сравнивая эти подходы, ECM можно считать традиционным ограниченным явным знанием, это означает, что накапливаются и распространяются известные «стандартные процедуры». КМ по определению имеет дело с явным, неявным и негласным знанием. Наличие неявного знания означает, что сотрудники организации владеют информацией, которая очевидна, но не записана, либо не очевидна, либо является синергетическим эффектом, например опытом.


Сотрудники не готовы делится опытом и знаниями, потому что считают приобретенные знания исключительно собственным интеллектуальным капиталом, который выступает в роли добавочной стоимости их рабочей силы на рынке труда.


Знание, очевидно, является одним из самых ценных активов для организации и только знания могут дать компании конкурентное преимущество на рынке. Знания, гораздо больше, чем интеллектуальная собственность и включает в себя уникальные процессы и методы, сегодня знание представляет собой огромную совокупность информации и данных, которые находятся внутри организации.

Но, само по себе знание не делает компанию лучше, все зависит от того, насколько хорошо компания применяет знания к своим бизнес-процессам. Благодаря знаниям, которые накапливаются сегодня в большинстве компаний, управление знаниями стало неотъемлемой частью существования.


Различные статистические данные демонстрируют: Сотрудники тратят слишком много времени на поиск информации. По разным оценкам сотрудники тратят в среднем от 20 до 30 процентов рабочего времени, на поиск и сбор информации в которой они нуждаются, а в некоторых случаях до 50% времени на решение чужих задач.


Для создания высокопроизводительных команд и поддержания высокопроизводительной организации важно, чтобы люди имели доступ к существующим знаниям о процессах компании. Очевидно, что создание колеса неэффективно, обучение ошибкам на примере других, улучшает качество и экономит время.

Не имеет смысла изобретать колесо каждый раз, когда ваши сотрудники сталкиваются с проблемами, которые могут быть решены с помощью существующих знаний. Но, к сожалению, слишком часто необходимые решения являются негласным знанием, которое хранится исключительно в памяти одного или нескольких сотрудников, которые могут работать в другом отделе или  другом офисе и те кто владеет этими знаниями, могут вообще не знать, что проблема существует.

Когда команда использует одну базу данных управления знаниями, эффективность команды улучшается за счет сокращения времени на пробы и ошибки. Команды, которые географически расположены в разных городах или странах и могут состоять из менее опытных сотрудников, так же больше выигрывают от систем управления знаниями. В конечном счете, при внедрении управления знаниями вы начинаете понимать, что для вас по настоящему важно и не распыляете свои усилия и время сотрудников на поиск бесполезной информации.

Управление знаниями отвечает за понимание следующего:

  • Что знает ваша организация;
  • В какой форме хранятся знания;
  • Где это знание можно найти: в файлах, базах данных или в уме конкретного эксперта;
  • Как лучше передать эти знания без потерь.
Итого, явная польза в том, что такой подход фокусирует внимание на знаниях, как на фактическом активе, а не как на чем-то нематериальном. При этом позволяет компании лучше защищать и использовать то, что она знает, а также совершенствовать и фокусировать свои усилия по развитию знаний в соответствии с ее потребностями.

Любая организация которая не накапливает знания, инвестирует свои ресурсы в опыт наемных сотрудников, который они считают своим и от которых, иногда, полностью зависит финансовое состояние организации.


Какие выгоды мы можем получить от внедрения системы управления знаниями? Во всех случаях управление знаниями — это то, что помогает компаниям четко понимать, какие знания у них есть, определять важные области, имеющие решающее значение для успеха организации, найти ключевых владельцев (экспертов) и внедрить соответствующие инструменты и методы для улучшения корпоративных знаний.

  • Быстрое принятие решений, основанных на данных;
  • Прогнозы и предсказания изменений рынка и предпочтений потребителей;
  • Извлекать дополнительную прибыль на текущем рынке;
  • Минимизация дублирования действий сотрудников во всех задачах;
  • Устранение ошибок (ошибки это нормально, пока они не повторяются несколько раз);
  • Использование существующего опыта для развития новых направлений и инноваций;
  • Устранение стандартных и повторяемых процессов и процедур;
  • Быстрое обучение новых сотрудников на основе инструкций, методов, примеров и наставничества;
  • Выявление лучших подходов к решению проблем;

Сложная воспроизводимость ресурсов, основанных на знаниях, делает интеллектуальный капитал и знания устойчивыми конкурентными преимуществами организации.


Управление знаниями создает условия для создания по настоящему умных компаний  и является ключом к открытию инноваций. Компаний, которые понимают, какая именно информация им нужна извлекают дополнительную прибыль и достигают выдающихся результатов на самых конкурентных рынках, приобретают способность быстро меняться и создают условия для развития.

[1] Gartner, Inc., Bryant Duhon

FIRST Asist B2B